Меню сайта

Categories
Мои статьи [5]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Погода
Яндекс.Погода

Главная » Статьи » Мои статьи

НА УЧЕБНОМ ПОЛЕ КАК В БОЮ часть 2

Создание боевой атмосферы

УПОТРЕБЛЕНИЕ взрывчатых веществ для имитации боя — это опасное дело, которое нередко влечет за собой гибель и ранения офицеров и солдат. Однако в ходе учения должно быть много грохота, и притом постоянного. Настоящие взрывы действуют лучше, чем трансляция граммофонной записи боевых звуков через усилители, но на небольших учениях можно воспользоваться и последней. Граммофонная запись создает хороший фон для ночных учений.
В течение Второй мировой войны Национальный комитет по исследованию вопросов обороны США изучал разнообразные проблемы психологии и боевой подготовки. Были проведены опрос и исследование по вопросу о применении в боевой подготовке техники воспроизводства боевых звуков. Проводились различные опыты; одним из самых интересных было изучение реакции 151 молодого морского пехотинца на воздействие боевых звуков. После испытания матросы заполнили две формы по оценке действия воспроизводимых звуков. Результаты получились следующие:

 форма 1форма 2
(100 чел.), %(51чел.), %
Стал более уверен в своей способности «выдержать это»6449
Чувствовал, как будто меня рвут на куски4634
Понял, что еще не совсем подготовлен к бою1610
Действует на нервы и раздражает14
Бесполезная глупость02

(Проценты даны по отношению к числу отвечающих; разрешалось давать больше, чем один ответ, поэтому сумма превышает 100%.)

Сто солдат, опрошенных о пользе программы воспроизводства боевых звуков по другой форме, дали такую оценку:
— 86% заявили: «Очень ценная программа, не хотелось бы ее пропускать»;
— 12% рассматривают ее как «довольно полезную»;
— 2% сказали: «Так себе» (можно обойтись и без нее).
После демонстрации граммофонной записи боевых звуков во время учения по высадке десанта в Оушенсайде (Калифорния) в 1944 году было сделано заключение: «...площадь, на которой происходило учение, была слишком велика, чтобы можно было покрыть ее единственным источником звука. К тому же применение взрывчатых веществ во время... учений показало, что «искусственно» воспроизводимые звуки уступают взрывам тола... (и) что употребление такой звуковой аппаратуры там, где производятся взрывы, явно рискованно для нее».
Было, однако, установлено, что граммофонная запись боевых звуков является весьма полезной при обучении в штурмовых городках.
В материалах секции прикладной психологии содержится следующий отчет об одном опыте: «Во время испытаний воспроизводилась запись, сделанная в бою, наряду с искусственными боевыми звуками. Когда солдаты подверглись действию этих звуков, некоторые из них убежали с поля. Несколько человек были тут же направлены в психиатрическую больницу. У многих появились бледность, потливость и другие признаки волнения».
Применяйте взрывчатые вещества, где только возможно, но при этом обеспечьте, чтобы обращение с толом, пироксилином и другими взрывчатыми веществами поручалось опытным офицерам и унтер-офицерам. Удостоверьтесь, что унтер-офицеры и солдаты прошли соответствующую подготовку и обладают достаточной квалификацией. Унтер-офицер или офицер, руководящий подрывами, прежде всего должен думать о безопасности.
Чем больше взрывчатых веществ вы можете употребить, тем лучше. Масса зарядов тола может колебаться в пределах от 250 г до 7 кг, но увлекаться мощными взрывами не следует. В первую очередь нужна не сила, а продолжительность действия. К тому же многочисленные мелкие взрывы менее опасны, чем несколько крупных. Заряды должны быть разной мощности (к 250-граммовым шашкам привыкает каждый), чтобы избежать однообразия, но взрывы должны продолжаться все время, пока идет учение.
Прежде всего продумайте, как распределить заряды на местности. Не сосредоточивайте все взрывы на одном «адском полуакре». Если проводится пехотное учение, сосредоточьте заряды на участках вероятного наступления и атаки вблизи их. Это значит, что взрывы должны происходить как внутри обороняемых позиций, так и перед ними (чтобы обе стороны испытывали грохот и потрясение). Наибольшую плотность нужно создать на тех участках, где наиболее вероятны затяжные или активные действия.
Второй вопрос — распределение взрывов по времени.
Обеспечьте, чтобы в предстоящих действиях у вас хватило зарядов для имитации артиллерийского огня и взрыва фугасов. Разграничительные линии и направления движения подразделений чрезвычайно важны для полевых учений, и их надо строго придерживаться, тем более что они существуют и в настоящем бою. Один имеющий много наград командир взвода в Италии сказал: «Мы всегда должны были продвигаться между разграничительными линиями, что исключало всякую возможность совершать охваты. Это было жестоко и расхолаживало нас». В интересах реальности держите подразделения в строгих границах и широко применяйте в этих полосах взрывчатые вещества. Все мы любим широкие открытые пространства, но в бою нас связывают разграничительные линии и преобладает огневая мощь противника.
Обратите внимание на имитацию артиллерийского огня. Для этого нужно подвесить толовые заряды на деревья на высоте около 4 м. Не беда, если отдельные ветки после взрыва полетят вниз. Солдаты носят каски или сидят в танках. Поэтому смело подрывайте деревья, пусть они падают на танки. Существует несколько способов подрыва: например, подвешивается проволока на такой высоте, чтобы за нее зацепилась антенна.
Для того чтобы подрывы давали максимальный эффект, координировать их по месту и времени должны операторы, работающие на электрических пультах управления. Их может потребоваться несколько. Как писал Р.Б. Ригг, было время, когда мы закладывали тол в больших количествах и подрывали его без особых мер предосторожности. В настоящее время приходится обкладывать каждый фугас мешками с песком, чтобы проходящему обучение солдату не обожгло взрывом лицо. При обучении молодых солдат места, где намечены подрывы, надо обложить мешками с песком и оградить проволокой. Для более подготовленных солдат достаточно забить несколько колышков и обтянуть фугас проволокой, чтобы никто не вздумал искать укрытия в той самой воронке, где вскоре должен произойти взрыв.
Толовыми зарядами надо имитировать три главные разновидности взрывов: а) артиллерийский огонь (наземные разрывы); подземные заряды, управляемые на расстоянии; б) артиллерийский огонь (воздушные разрывы); заряды, подвешенные на деревьях, управляемые на расстоянии; в) фугасы, подземные заряды нажимного действия.
Фугасы можно изготовить из брусков толщиной 10 см и длиной 20—30 см, соединенных друг с другом на петлях. При нажиме замыкается цепь и происходит взрыв 200-граммового заряда тола. Если поместить эти заряды на расстоянии трех или четырех метров от нажимного устройства, они взорвутся непосредственно перед атакующими танками. Такое расположение диктуется также и соображениями безопасности для пеших солдат, занятых разминированием, в том случае, когда минное поле обнаружено. Солдаты могут работать сравнительно безопасно, потому что не находятся непосредственно над зарядом. Однако если они не будут осторожны, то им забросает грязью все лицо.
Для приведения в действие воздушных «артиллерийских» разрывов на лесистых участках можно использовать проволочные силки с взрывателями натяжного действия. На учениях не всегда можно точно предугадать главные пути подхода пехоты или исходное положение для атаки. Нередко бывает, что толковый унтер-офицер или офицер после первой серии разрывов обходит стороной данный участок, и тогда все ваши приготовления идут насмарку. Это одна из причин, заставляющих придерживаться полос и разграничительных линий; вместе с тем необходимо наряду с электрически управляемыми зарядами применять также фугасы нажимного или натяжного действия. Применяя оба вида зарядов, можно охватить большую площадь. Лучше всего сосредоточить управляемые заряды на главном направлении, оставив самовзрывающиеся и взрывающиеся в установленное время фугасы для прикрытия других вероятных подступов.
Для проведения учения необходимо оборудовать район обороны как объект для действий наступающих частей. Боевое охранение обороняемого района выполняет свои обычные задачи, но вместе с тем перед своим отходом оно может поджечь заряды с замедлением от 2 до 10 минут. То же самое могут делать и подразделения, ведущие подвижную оборону. Можно также использовать «партизан» и «группы сопротивления», которые, нависая на флангах или оказывая сопротивление на узких участках, в нужный момент подрывают многочисленные фугасы перед лицом наступающего противника, чтобы не быть захваченными в плен. Некоторые командиры надевают подрывникам белые нарукавные повязки, чтобы их не брали в плен, но в интересах реальности лучше сделать их участниками учения и дать им возможность действовать в качестве бойцов по своему усмотрению. В «бою» должно быть как можно больше солдат, даже если это повлечет некоторые потери пленными. Солдатам интересно участвовать в ближнем «бою», а затем выходить из «боя».
Дым наряду с грохотом и замешательством является существенным элементом боевой обстановки. Широко используйте дым и не бойтесь применять его без тактических оснований. Широко применяйте дым для создания завес, внесения беспорядка и создания боевой атмосферы. Если в воздухе господствуют восходящие токи, применение дымовых шашек нецелесообразно — получается вертикальный столб дыма; но даже и в этом случае вы наглядно показываете их действие. От дымовых шашек может загореться трава, а если не быть внимательным, то огонь может перекинуться и на кустарник. Иногда загорание травы идет на пользу, потому что противная сторона, прежде чем преодолеть данный участок, должна потушить огонь. Не страшно, если сгорит немного травы и кустарника, необходимо только остерегаться сильного ветра. Всегда нужно принимать меры предосторожности против распространения огня. На приближенном к действительности учебном поле выжженные участки вполне уместны.
Против пехоты, наступающей на высоту с крутыми склонами, хорошо применять дымовые шашки и гранаты, скатывая их вниз. Правда, при этом кое-кто может обжечься, но если программа физической подготовки была плодотворной, то солдаты должны уметь вовремя отскочить.

СПЕЦНАЗОВЦУ НА ЗАМЕТКУ: НА УЧЕБНОМ ПОЛЕ КАК В БОЮ

Огонь производит свой эффект, пользуйтесь им! В 1942 году на ночном учении в 106-м кавалерийском (механизированном) полку стало известно, что наступающие части должны были пройти через высоту А, в то время как он «оборонял» высоту Б. Обороняющиеся быстро выложили на высоте А полосу из соломы длиной около 140 м, а затем отошли с этой высоты. Солдаты из боевого охранения, пройдя вдоль этой соломенной дорожки полили ее бензином. Дойдя до конца, они дождались, пока «противник» достигнет переднего склона высоты А, после чего зажгли соломенную дорожку со стороны лощины, и огонь, устремившись кверху, осветил противника, а в это время пулеметчики с высоты Б косили его огнем. Это относится к категории ловушек, но, во всяком случае, противная сторона была захвачена врасплох и основательно встревожена. Когда наступающее подразделение (рота) спустилось с высоты А в широкую лощину, обороняющиеся зажгли дымовые шашки и по начавшемуся кашлю смогли установить, где основные силы противника, и соответственно подготовиться. Затем, когда противник атаковал высоту Б, обороняющиеся, подрывая заложенные в расщелины скал заряды тола, начали осыпать грязью и камнями противника, пытающегося прокрасться вверх по промоинам. При этом было немало ругани, но никаких потерь.
Существует много разных звуков. Используйте все, что можно. Крики воодушевляют, вопли обескураживают. Криком во время атаки советские войска часто лишали немцев присутствия духа. Крик «ура» узаконен официальной советской тактической доктриной и успешно практикуется. Крик может принимать разные формы: один из наиболее полезных — это опознавательный окрик, который рассеивает чувство одиночества, испытываемое некоторыми лицами. Во время учений не жалейте глотки и легких.
Изучите солдат своего взвода или роты, подберите дюжего горластого парня или хорошего актера и договоритесь с ним, чтобы в решающий момент учения он начал вопить. Необязательно неистовствовать, но это помогает. Надо только по секрету настроить его на эту актерскую работу, а выбор момента предоставить ему самому.
Другие солдаты, которым неизвестен этот секретный замысел, будут озадачены, и, может быть, появятся даже разные толки.
Проводите занятия в любую погоду. Чем хуже погода, тем ближе к действительности учение. Низко нависшие облака, туман и дождь создают атмосферу угнетенности — существенный элемент боевой обстановки. Никогда не откладывайте полевые тактические учения из-за плохой погоды. Ищите ее сами; обучайте при плохой погоде, и, когда потребуется, вы будете воевать лучше.
Успех в войне достигается не только разгромом противника в бою. Его можно добиться задолго до вступления войск в реальный бой. И здесь одно из первых мест может занять мрачное учебное поле, реалистический характер которого создаст у солдат полное впечатление, что они действительно находятся на поле брани, со всеми ужасами, кровью и взрывами.

Сергей МОНЕТЧИКОВ
Иллюстрации из архива редакции

Категория: Мои статьи | Добавил: NAm (15.03.2010)
Просмотров: 622 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта




Главная | Регистрация | Вход

Copyright MyCorp © 2017