Меню сайта

Categories
Мои статьи [5]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Погода
Яндекс.Погода

Главная » Статьи » Мои статьи

СОЛДАТ «ХАМВИ»

В 1979 году Пентагон объявил конкурс на проект легкого оперативно-тактического автомобиля для нужд армии. Перспективную разработку назвали HMMWV, что расшифровывается как High Mobility Multi-Purpose Wheeled Vehicle — «высокомобильное многоцелевое колесное транспортное средство». Понятно, что о такое название можно язык сломать, и не один раз, поэтому инженеры быстро придумали ему имя попроще — «Humvee» («Хамви»).

АРСЕНАЛ: СОЛДАТ «ХАМВИ»

В отличие от нас американцы умеют учиться на собственных ошибках. Взять хотя бы печально известную войну во Вьетнаме: после ее бесславного окончания государство принялось за коренную реформу армии. Менялось все — от способа комплектования вооруженных сил личным составом (от воинской повинности отказались вообще) до требований, предъявляемых к летным и боевым качествам авиации. Дошло дело и до легкого внедорожника AM General M151, происходившего от легендарного Willys MB времен Второй мировой. Как ни хорош был «Виллис», но к середине семидесятых он не устраивал военных ни проходимостью, ни вместимостью, ни грузоподъемностью, ни степенью защищенности экипажа, а точнее, ее полным отсутствием.
В 1979 году Пентагон объявил конкурс на проект легкого оперативно-тактического автомобиля для нужд армии, участвовать в котором изъявили желание компании не только из США, но и из других стран. В июле к созданию своего варианта внедорожника приступила American Motors General Corporation (AM General Corp.), традиционный поставщик разнообразной техники для американской армии. В тот период AM General входила в состав автомобильной корпорации American Motors, выпускавшей гражданские машины марок AMC и Jeep.
Перспективную разработку назвали HMMWV, что расшифровывается как High Mobility Multi-Purpose Wheeled Vehicle — «высокомобильное многоцелевое колесное транспортное средство». Понятно, что о такое название можно язык сломать, и не один раз, поэтому инженеры быстро придумали ему имя попроще — «Humvee» («Хамви»). Ровно через год, в июле 1980-го, первый прототип отправился на ходовые испытания в пустыню Невада, где располагаются наиболее секретные базы армии США и где тестируются новейшие образцы военной техники. Например, одновременно с внедорожником там «становились на крыло» истребитель F-117A и бомбардировщик В-2, создававшиеся в рамках программы «Стелс». Целью первой стадии тестирования всех представленных машин был отбор лучших экземпляров, и спустя еще двенадцать месяцев специальная техническая комиссия правительства США огласила такой приговор: контракты на изготовление опытных партий своих машин получают AM General, General Dynamics и Teledyne.
Финальный поединок начался в апреле 1982 года. Честь AM General отстаивали одиннадцать «Хамви». Автомобили на пять месяцев поступили в полное распоряжение армии и флота, где перед испытателями стояла одна задача: убить машины. В общей сложности прототипы накатали без малого миллион километров по пескам, болотам, снегам и горам, подвергались резким перепадам температур, длительным водным процедурам и химическому воздействию. Точка в испытаниях была поставлена 22 марта 1983 года, когда командование американской армии заключило с AM General контракт на поставку 55 тысяч машин в течение последующих пяти лет. Сумма сделки составляла 1,2 миллиарда долларов, что стало абсолютным рекордом за всю многолетнюю историю сотрудничества военного ведомства с поставщиками колесных транспортных средств. В дополнении к контракту оговаривалось, что армия в любой год из пяти лет по контракту, может заказать еще столько же машин. Вскоре AM General получила подряд на изготовление еще 15 000 внедорожников, что автоматически увеличило сумму контракта до $1.6 миллиарда. Взяв в руки калькулятор, можно легко подсчитать оптовую цену одного автомобиля — она находилась в пределах 21—23 тысяч долларов.

АРСЕНАЛ: СОЛДАТ «ХАМВИ»

В апреле 1983-го AM General начала переоборудование своего завода в Мишаваке, штат Индиана (того самого, который когда-то штамповал «Виллисы»), под производство машины.Серийный выпуск HMMWV, или AM General М998,стартовал в январе 1985-го, и в сентябре первая партия автомобилей поступила в девятую моторизованную пехотную дивизию армии США.
Первые отзывы о «Хамви» в прессе появились лишь в 1990 году после ралли Лондон — Пекин, в котором участвовали две машины этой марки. Широкая зрительская аудитория имела возможность познакомиться с ними только благодаря телевизионным трансляциям американской операции «Буря в пустыне». Во время этих трансляций обращали на себя внимание автомобили, на которых передвигались армейские части. Их вид, размеры и непривычные пропорции очень отличались от обычных стандартов автомобилей этого класса. Во время операции «Буря в пустыне» «Хаммер» стал объектом пристального внимания репортеров всех агентств новостей. Они просто влюбились в эту машину. Репортеры снимали его во всех ракурсах: вот он взбирается на дюну, вот спускается с нее, вот въезжает во вражеские окопы и вновь выныривает из них с поднятым бампером. Вот он несется, поднимая пыль, по обломкам бетонного бункера, через разбитые автомашины или с треском проламывает стены укрепленных домов. Тут было во что влюбиться... «Хаммер» мелькал на всех телеэкранах мира, это была самая массированная рекламная кампания на весь мир, за которую производитель не заплатил ни гроша. Кстати, именно репортеры придумали произносить название автомобиля как «Хаммер». Говорят, будто кто-то из журналистов подметил, что жаргонное «Хамви» похоже на сокращение от «хаммер-виикл», то есть «автомобиль-молоток». А менеджеры AM General ловко наполнили слово HUMMER глубоким смыслом, подогнав под него девиз «High Utility, Maximum Mobility, Easy Raiding» — «высокая универсальность, максимальная мобильность, беспроблемная эксплуатация».
Попытаемся разобраться, почему же военные предпочли именно «Хамви».
Машина полностью соответствовала новейшему техническому стандарту, в котором сочетались требования по надежности, долговечности, проходимости и правилам эксплуатации, предъявляемые ко всему армейскому транспорту. Более того, выносливость большинства узлов и агрегатов в полтора-два раза превышала указанные нормы. «Хамви» действительно высокомобилен. Совершенная полноприводная трансмиссия, независимая подвеска, максимальный клиренс при минимальной высоте кузова, отсутствие переднего свеса и небольшой задний превращают его в уникальный вездеход, способный взять штурмом неприступные, казалось бы, преграды. Пятнадцать машин помещаются в транспортный самолет C-5A Galaxy, причем ему нет необходимости совершать посадку: автомобили могут быть сброшены с низких высот на парашютах. Таким же способом пару «Хамви» к месту боевых действий в силах доставить вертолеты «Чинук».
АРСЕНАЛ: СОЛДАТ «ХАМВИ»

Малая снаряженная масса и солидная грузоподъемность не в последнюю очередь достигаются благодаря широкому применению алюминия при изготовлении кузова, что положительно влияет и на долговечность машины. По американской классификации «Хамви» отнесен к грузовикам третьего класса, поэтому двери и крыша в обязательном порядке штампуются из стали. Интересна технология производства кузова: алюминиевые листы склеиваются внахлест, а затем соединяются заклепками (их насчитывается 2 800 штук). За эту технологию компания в декабре 1984 года была удостоена Гран-при Североамериканской алюминиевой ассоциации.
В семейство «Хамви» входят пятнадцать модификаций с общими шасси, двигателем и трансмиссией — от штабного автомобиля до санитарной машины и мобильной ракетной установки. Важно, что все это многообразие основывается на взаимозаменяемых и легко монтируемых модулях, которых насчитывается сорок четыре – большой конструктор «Лего» для военных. Например, двухдверный грузовик при помощи нехитрого набора инструментов элементарно превращается в передвижной командный пункт и наоборот. А это не только практично, но и экономично.
Сами военные назвали потенциал «Хамви» не иначе как «неограниченным», имея в виду, что на автомобиль может устанавливаться широчайший спектр вооружений, начиная с 7,62?миллиметрового пулемета и заканчивая противотанковой ракетной системой.
«Хамви» выпускается и в бронированном варианте, незаменимом при патрулировании в регионах с напряженной обстановкой.
АРСЕНАЛ: СОЛДАТ «ХАМВИ»

«Хаммер» стал центром модернизации всего автомобильного парка американской армии, заменив не только «Виллис», но и целый ряд других автомобилей — одна только AM General сочла возможным прекратить выпуск грузовиков M274, M561 и M880.
Мы не хотели бы игнорировать интересы тех наших читателей, кто увлекается военной техникой, и решили поподробнее рассказать об устройстве автомобиля. Кузов «Хамви» крепится на стальной лонжеронной раме. Для обеспечения наилучшего распределения массы по осям (51?% массы машины приходится на переднюю ось, 49?% — на заднюю) двигатель значительно смещен назад. За такое решение приходится расплачиваться приличной частью салона, которую съедает кожух коробки передач. Зато удачная развесовка по осям и низкое расположение центра масс обеспечивают отличную устойчивость. Автомобиль преодолевает подъем в 60 градусов и не боится бокового уклона в 40 градусов. Угол въезда (без лебедки) равен 72°, угол съезда — 37,5°; машина способна взобраться на парапет высотой до 60 см. На «Хамви» первых выпусков устанавливался 6,2-литровый атмосферный дизель V8 мощностью 150 л.?с., развивавший крутящий момент в 339 Нм. В паре с двигателем работала трехступенчатая автоматическая коробка передач General Motors — усиленный вариант обычной коробки для легких грузовиков; применение «автомата» позволяет вести автомобиль даже серьезно раненному человеку. Машина развивала скорость 113 км/ч. Подвеска автомобиля — полностью независимая, на двойных («А»-образных) поперечных рычагах. Рычаги и многие другие детали передней и задней подвесок взаимозаменяемы. Дорожный просвет равен 40,6 см. «Хамви» также укомплектован централизованной системой поддержания давления в шинах, а внутри покрышек есть специальные резиновые вставки, позволяющие машине продолжительное время со скоростью до 50 км/ч ехать на простреленных автоматной очередью колесах. Все редукторы, стартер и лебедка выполнены герметичными, вследствие чего машина спокойно разъезжает по водоемам глубиной до 76 см. Кроме того, на машину легко монтируется комплект оборудования, выводящий воздухозаборник и выхлопную трубу на уровень крыши. Так как генератор, блок предохранителей, насос гидроусилителя, приборная панель и электронный блок управления двигателем абсолютно влагонепроницаемы, то глубина преодолеваемого брода возрастает до 152 см.
В ноябре 1990-го инженеры фирмы приступили к работам над гражданской версией машины. В июле 1992 года из ворот предприятия в Мишаваке выехал первый «HUMMER», в августе началось серийное производство этих машин, а полномасштабная презентация состоялась только в октябре. На данный момент AM General выпустила более 150 тысяч автомобилей в военном и гражданском исполнении. «Хаммер» служит не только в армии и флоте США, но и в специальных, спасательных и пожарных службах, геологической разведке, разнообразных правительственных учреждениях. Эти машины работают в армиях тридцати союзнических стран, а португальская фирма Uro и швейцарская MOWAG даже наладили серийное производство копий американского внедорожника для нужд вооруженных сил своих стран.
Летом 2007 года AM General продала все права на гражданскую версию HMMWV корпорации General Motors, взамен получив лицензию и оборудование для производства 6,5-литрового турбодизеля. Как видно, специалистам Aм General удалось создать на самом деле многофункциональный автомобиль, который способен преодолевать тяготы как армейской, так и повседневной жизни.
Недавно было принято решение о замене джипа, находящегося на вооружении армии США около 20 лет. Причиной стали большие потери в Ираке, которые выявили несоответствие характеристик машины новым боевым условиям. Операции последних лет в Ираке выявили недостатки «Хаммера», связанные с системой бронированной защиты. Экипаж машины не защищен от огня автоматов АК-47 и ручных гранатометов. Изначально машина предназначалась только для защиты экипажа от осколков и не была рассчитана на проведение боевых действий у линии фронта и участие в операциях против повстанцев. Экипажи машин были вынуждены применять для усиления бронирования импровизированные экраны из пуленепробиваемых листов кевлара. Как показал опыт, после обстрелов и подрывов второй по частоте причиной смертности и травматизма экипажей является переворачивание джипов, когда водитель, пытаясь быстрее выйти из зоны обстрела или на большой скорости проехать через районы, контролируемые террористами, не справляется с управлением. Зачастую водитель джипа является самым молодым и малоопытным солдатом в экипаже из трех человек.
АРСЕНАЛ: СОЛДАТ «ХАМВИ»

Американские военные специалисты приступили к изучению новых вариантов легких бронемашин для замены имеющегося парка военных вездеходов «Хаммер».
Оценочная комиссия должна отобрать до июня текущего года трех претендентов и заключить с ними контракты на разработку и проведение испытаний опытных образцов бронемашин.На данный момент опытные образцы представлены компанией Lockheed Martin, а также консорциумами BAE-Navistar и Northrop Grumman-Oshkosh. Характеристики новых машин пока не разглашаются.На создание и тестирование прототипов будет отведено 27 месяцев. Начало серийного производства намечено на 2012 год. Всего в рамках программы планируется заменить до 200 тысяч внедорожников «Хаммер». Ряд компаний, претендующих на суперконтракт, заявляют о том, что они уже сейчас имеют действующие прототипы бронемашин, отвечающие всем требованиям. Новая машина будет оснащаться гибридным двигателем, цифровой кабиной, полуактивной подвеской и модульной бронезащитой, которая может усиливаться в случае необходимости.
А пока «Хаммер» продолжает свою нелегкую службу…

Виталий ШЕРЕМЕТА
Фото из архива редакции

журнал"Братишки"

Август 2008

Категория: Мои статьи | Добавил: NAm (15.03.2010)
Просмотров: 4804 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта




Главная | Регистрация | Вход

Copyright MyCorp © 2017